Космодромы мира. Байконур. Sea Launch. Цзюцюань.

Сегодня в мире существует около 20 космодромов. Некоторые из них были временно законсервированы, другие совсем прекратили свою работу. Иногда, как это произошло с российским космодромом «Свободный», с нового объекта производится всего несколько пусков, и затем он по тем или иным причинам закрывается. Здесь стоит отметить, что ко всем космодромам предъявляются сходные требования, и все они имеют похожую структуру. Это связано прежде всего с тем, что на сегодняшний день всеми космическими державами для запуска спутников применяются ракеты с жидкостными реактивными двигателями. Поэтому большое значение имеют вполне определенные требования по оснащению и предстартовой подготовке ракеты-носителя.

Так, например, на самом первом в мире космодроме Байконур в свое время был построен завод по производству жидкого кислорода, мощность которого составляет около шести тонн окислителя в час. В результате для снаряжения ракеты «Союз» заводу требуется порядка полутора суток непрерывной работы.

На этом же заводе производится и жидкий азот. А вот углеводородные компоненты топливной смеси доставляются к месту старта извне. Стоит отметить, что фактор наличия необходимой инфраструктуры и экономической целесообразности доставки, окончательной сборки и заправки ракеты-носителя обычно вступает в противоречие с остальными выдвигаемыми к космодрому требованиями.
Наиболее идеальное расположение стартовой площадки с точки зрения баллистики – как можно ближе к экватору. Если производить запуск ракеты непосредственно с экватора в восточном направлении, получается выигрыш начальной скорости в 465 м/с. Значит, потребуется меньше топлива и может быть увеличена полезная нагрузка. Второй фактор – космодром должен быть расположен так, чтобы отделяемые ступени не падали в густо населенные районы. Идеальный вариант – на берегу океана. Нетрудно увидеть, что эти факторы, особенно «экваториальный», зачастую вступают в противоречие с рассмотренным выше, связанным с наличием соответствующей инфраструктуры и удобством доставки грузов. Рассмотрим в этом аспекте некоторые основные космодромы мира.

Байконур

Байконур – старейший и самый большой в мире космодром. С его стартовых площадок выполнено около половины всех космических запусков. Сегодня продолжают действовать шесть разных стартовых комплексов, предназначенных для обеспечения надежной эксплуатации различных типов ракет-носителей. Вместе с тем Байконур обладает некоторыми существенными ограничениями. Так, он расположен достаточно далеко от экватора – на 46 градусе северной широты. Реально же минимальное наклонение орбиты проходит под ещё большим углом – 51 градус. Это связано с тем, что иначе ракета будет пролетать в начальной части траектории над территорией Китая.

С другой стороны, Байконур имеет отлично развитую инфраструктуру и расположен достаточно близко от мест поставки оборудования и комплектующих. Важным фактором является сухой климат с 300-ми солнечными днями в году. В то же время ветреная и морозная зимой погода накладывает свои ограничения на особенности монтажа ракеты. Если, к примеру, американцы во Флориде производят сборку РН в вертикальном положении, то на Байконуре приходится выполнять этот комплекс работ в горизонтальном. Окончательная же доводка производится непосредственно на месте старта при помощи специальных монтажных ферм.

Несмотря на не очень удачное географическое положение, Байконур продолжает оставаться наиболее выгодным в коммерческом плане космодромом мира. Не в последнюю очередь это связано с высокой экономичностью российских ракет-носителей. На сегодняшний день с правительством Казахстана заключен договор об аренде Байконура до 2050 года. В ближайших планах – строительство нового российского космодрома Восточный на Дальнем Востоке страны.

Цзюцюань, Сичан, Хайнань

Китайский Цзюцюань наряду с Байконуром и мысом Канаверал входит в тройку космодромов, предназначенных для запусков пилотируемых кораблей. Он расположен чуть выгоднее Байконура, на 41 градусе северной широты. На космодроме имеется две пусковые площадки и техническая зона, которая связана шоссейной и железной дорогой с аэропортом, находящимся в 90 км к югу. Цзюцюань – самый первый китайский космодром, до 1984 года бывший единственным. Однако он не очень подходит для коммерческих запусков из-за ограничениям по азимутам (восточнее расположены населенные районы, да и удаленность от экватора довольно велика). Поэтому сегодня Цзюцюань в основном развивается в качестве основного космодрома для обеспечения китайской космической пилотируемой программы.

Коммерческие же запуски планируется производить с других космодромов – Тайюань (38 град. с.ш.) и Сичан (28 град. с.ш.). Последний космодром расположен примерно на широте мыса Канаверал и именно с него сейчас запускаются геостационарные спутники. Общее руководство всеми производимыми в Китае запусками осуществляется с единого центра управления полетами, расположенного в Пекине. По некоторым оценкам (в том числе российских специалистов и космонавтов) китайский ЦУП на сегодня является самым современным и оснащенным в мире, превосходя российские и американские аналоги.

Недавно появились сообщения, что китайцы собираются строить мощный современный космодром на острове Хайнань. Если этот проект удастся реализовать, новый объект может стать самой успешной стартовой площадкой в мире. Остров находится в Южно-Китайском море, на широте всего 19 градусов. С полигона уже запускались несколько баллистических ракет небольшой мощности. Для начала планируется организовать там площадку для запуска ГСЗ, а в перспективе, возможно, на новый космодром перенесут большую часть всего «трафика» космической отрасли Китая.

Sea Launch (Морской старт, Одиссей)

Проект «Морской старт», казалось, должен был одним махом разрубить все проблемы, связанные с удаленностью стартовых площадок от экватора. Действительно, ведь космодром океанского базирования вполне естественно прямо на экваторе и построить. Однако здесь вполне закономерно накопился целый комплекс других проблем, связанных с инфраструктурой, доставкой грузов, общей координацией усилий. Изначально проект задумывался как чисто коммерческое совместное предприятие, в которое вошли американский «Боинг» (40% капитала), российская «Энергия» (25%), украинские «Южмаш» (10%) и КБ «Южное» (5%), а также норвежская компания «Акер Квернер» (20%), которая должна была обеспечить модернизацию и оборудование самой платформы (работы проводились на принадлежащей компании верфи в Выборге).

С 1999 года было произведено 30 запусков, из которых 27 успешных. При этом коммерчески проект оказался нерентабельным. В 2009 году компания «Морской старт» объявила о своем банкротстве и последующей реорганизации. После осуществления всех необходимых процедур в апреле 2010 года руководство компании заявило, что ведущая роль в проекте переходит к российской «Энергии». На сегодняшний день последний запуск был осуществлен 29 апреля 2009 года.

Фотографии космодромов мира