Ракета-носитель «Фалькон 9»: от «бюджетного» класса космических грузоперевозок к полетам на Марс

Состоявшийся в июле 2009 года первый успешный коммерческий запуск ракеты-носителя Falcon 1 ознаменовал начало нового этапа в освоении космического пространства. Впервые в истории человечества искусственный спутник Земли был выведен на орбиту ракетой с жидкостным двигателем, полностью, «с нуля» разработанной частной компанией. Штат компании SpaceX, которая занимается осуществлением проекта «Фалькон», состоит из примерно 550 человек. К тому же, в отличие от других частных производителей космической техники, SpaceX использует для запуска своих ракет жидкостный двигатель Merlin собственной разработки. А, например, ближайший конкурент компании, Orbital Sciences, при запуске своих «Минотавров» в качестве первой и второй ступеней применяет двигатели от военных МБР Minuteman и Peacekeeper. Готовящийся сейчас к старту «Фалькон 9», как и первенец компании, имеет две ступени. Основное отличие заключается в том, что первую ступень составляет не один, а сразу девять одинаковых двигателей. Во второй ступени используется тот же, только несколько модифицированный «Мерлин».

Первые успехи SpaceX не прошли незамеченными. Ещё в 2008-м году, после осуществления первого удачного запуска (вместо коммерческой полезной нагрузки использовался макет), компания вместе со своими конкурентами из OSC выиграла тендер на обеспечение доставки грузов на МКС. Как известно, NASA отказалась от использования российских ракет-носителей для осуществления снабжения станции. Так что теперь небольшая частная компания получила контракт на 12 запусков в течение ближайших 4-5 лет общей суммой около 1.6 миллиардов долларов. Значения стоимости запусков, которые озвучивают представители SpaceX, должны заставить сильно призадуматься всех признанных производителей ракетной техники. Так, планируется, что полет Falcon 9 обойдется заказчику в 30-35 миллионов долларов. При этом полезная нагрузка при выводе на низкую околоземную орбиту составит чуть менее десяти тонн, а на геостационарную – 4.9 т. Для сравнения, стоимость запуска «Протон-М» около 70 млн, полезная нагрузка 22 т и 5.6 т, у французского «Ариана», соответственно, свыше 100 млн, 21 т и 10 т. Как видите, соотношение цен не в пользу ветеранов космического извоза. Низкой себестоимости удалось добиться благодаря многим факторам. В частности, «Фалькон 9» позиционируется как космический аппарат многоразового использования. Первая ступень будет спускаться на Землю (точнее, на воду) на парашюте. Одновременно с ракетой-носителем разрабатывается унифицированный пилотируемый корабль Dragon, который можно будет использовать также в качестве орбитальной станции или грузовика.

Помимо стандартного «Сокола» девятой модели, идёт работа и над более мощной модификацией Falcon 9 Heavy. По планам разработчиков, новая ракета будет иметь в три раза более мощную первую ступень и сможет выводить на низкую или геостационарную орбиту соответственно 27.5 и 12 тонн груза. А стоимость запуска при этом должна составить порядка 78 миллионов долларов, включая страховку. Таким образом, нетрудно посчитать, что стоимость вывода на низкую орбиту одного килограмма груза составит менее 3000 долларов на килограмм. У конкурентов цены выше, от 3.2 до 7 тысяч. В ближайших озвученных планах президента и основателя компании Элона Маска – уменьшение стоимости доставки груза на орбиту до тысячи долларов за килограмм. А в совсем недалекой перспективе специалисты компании собираются представить «на суд общественности» проект самого мощного на сегодняшний день ракетного двигателя, способного обеспечить полет на Марс. Напомним, что в свое время самой большой грузоподъемностью обладала отечественная «Энергия» ещё советского производства. Однако со времен её последнего старта прошло уже более 20 лет. И, кто знает, возможно, что затянувшуюся уже почти на четверть века паузу в активном освоении космического пространства прервут именно такие небольшие частные компании, как SpaceX.

Мой блог находят по следующим фразам