Стремление в космос

Таинственный блеск звёзд и бездонная глубина неба манили к себе людей. В своих мечтах люди давно оторвались от земли и парили в небе, как птицы. До нас дошли былины о Тугарине Змеевиче, сказки о Коньке-горбунке, о полёте Ивана-царевича на ковре-самолёте. И Конёк-горбунок, и ковёр-самолёт обладали волшебной силой, способной в мгновение ока переносить их с одного места на другое.
Но это было в сказках. В природе же никакой волшебной силы нет. Зато есть другая сила — могучая сила притяжения. Эта сила проникает всюду, от неё не скроешься и ничем не защитишься. Она действует всегда и везде.
Брось вверх мяч. Он летит, хотя у него нет крыльев, но вскоре падает на землю.
Положи на ладонь камешек. Он давит на ладонь. Поверни её, и камешек упадёт на землю.
Капает вода из крана, парашютист снижается на парашюте, падает метеор, оставляя светящуюся чёрточку в ночном небе… И вода, и камешек, и парашютист, и метеор движутся вниз потому, что на них действует сила притяжения Земли.
Трудно подниматься вверх по лестнице или карабкаться в гору. Подъёму вверх препятствует притяжение Земли.
Люди издавна завидовали птицам. Вот птица расправила крылья, взмахнула ими раз, другой, потом разогналась и взмыла в небо. А там, на высоте, она может отдохнуть, легко скользить по воздуху на вытянутых крыльях. И лететь в любом направлении, без дороги.
А почему бы и человеку не взять пример с птицы? Находились смельчаки, которые пытались сделать крылья, чтобы подняться на них в воздух, но все их попытки кончались неудачей. Человеку, для того чтобы лететь, нужны большие крылья, которыми к тому же надо ещё размахивать. Природа не одарила человека такими крыльями, поэтому и летать, как птица, он не может. Но люди всё-таки нашли способ оторваться от Земли.
Ты, наверное, видел, как дым и тёплый воздух поднимаются вверх над костром. «А почему бы не воспользоваться этим?» — подумали люди. Они сделали большой шар с корзиной для пассажиров и наполнили его горячим дымом. И шар поплыл над землёй. Но как только дым остывал, шар опускался на землю. Чтобы дольше продержаться в воздухе, в корзину стали ставить жаровню с горящими углями. Таким образом шар постоянно наполнялся горячим дымом. Но всё равно он поднимался невысоко и летел недолго.
Потом вместо горячего дыма шар стали наполнять лёгким газом. И он плавал в воздухе, как пробка в воде. Такой шар мог летать уже долго, но был очень большим и неуклюжим. К тому же его полёт целиком зависел от ветра: куда ветер подует, туда и шар полетит. Это неудобно.
Снова задумались люди: «Что бы такое сделать, чтобы можно было лететь против ветра?» И придумали дирижабль. Жёсткий каркас из дерева и железа обтянули плотной материей. Получилось громадное сооружение, похожее на рыбу. Внизу к нему подвесили двигатели с воздушными винтами и кабину для пилотов и пассажиров. Газ, которым наполняли дирижабль, поднимал его вверх, а двигатели тянули вперёд. Теперь уже можно было лететь в любую сторону. Добавил пилот газа — дирижабль поднялся вверх, выпустил газ — дирижабль опустился. А стоило выключить двигатели — и дирижабль повисал над землёй. Но и у дирижабля были недостатки: он был слишком велик и летел с малой скоростью.
Изобретатели продолжали думать, на чём можно подняться в небо. И придумали самолёт. Мощный двигатель разгоняет самолёт, а крыльями он опирается о воздух.
Первые самолёты были хрупкими и неуклюжими. Они с трудом отрывались от земли, не могли подняться высоко, летали медленно и только около аэродрома. И часто
ломались. В то время полёт на самолёте представлялся чудом. Люди смотрели на полёты, как на цирковое представление.
Но прошли годы, и самолёты стали более совершенными. Теперь они летают высоко, выше птиц, обгоняя ветер, и в любые края Земли.
Приятно и удобно лететь в современном реактивном лайнере. В пассажирском салоне тепло, уютно. Кажется, что самолёт не движется, а стоит на месте, слегка подрагивая. А глянешь в иллюминатор — далеко внизу в голубой дымке проплывает Земля. И только тогда догадываешься, что летишь.
А можно ли на самолёте подняться туда, где летают спутники? Нет, нельзя. У самолёта есть предел высоты, на которую он может подняться. Ты уже знаешь, что с подъёмом вверх воздуха становится всё меньше и меньше. И вот наступает момент, когда крыльям уже не на что опереться. Да и мотор задыхается — ведь ему для работы тоже нужен воздух. Чтобы лететь выше, чтобы добраться до Луны или отправиться на другие планеты, нужен аппарат с особым двигателем.
Снова задумались учёные и изобретатели: как бы создать такой аппарат? И тут они вспомнили про ракету, которую можно увидеть на праздничных фейерверках. Она с шумом и треском взлетает вверх, оставляя светящийся след, разбрасывая в разные стороны сверкающие разноцветные звёздочки.
Праздничная ракета — это картонный патрон, начинённый порохом. Когда порох загорается, в патроне образуется газ. Он скапливается и давит на стенки патрона, а выход находит только через маленькое отверстие в донышке. Отсюда газ с силой вырывается наружу, и ракета, словно отталкиваясь от него, с шумом летит вверх.
Только не надо думать, что на такой ракете, даже если сделать её очень большой, можно отправиться в космос.
В древней китайской легенде рассказывается, что один богатый мандарин Ван Гу задумал подняться в воздух с помощью связки ракет, которые пускали на праздничных фейерверках. Он взял лёгкое бамбуковое кресло, обвязал его со всех сторон ракетами и уселся в него. Потом враз поджёг все ракеты. Кресло окуталось дымом… С тех пор китайского мандарина никто никогда не видел.
Хотя праздничные ракеты очень слабы, они навели на мысль, как построить новый, особый двигатель, с помощью которого можно не только оторваться от Земли, но и подняться высоко над ней, а потом отправиться в космическое путешествие.
Этот двигатель так и назвали — ракетным.

Мой блог находят по следующим фразам

Похожие статьи